Интервью 2008 года! Многое с тех пор изменилось в лучшую сторону!!!

В РОССИИ ВОЗРОЖДАЮТСЯ ГУСЛИ

© Новости Крыма, 13 февраля 2008 г.

Автор текста: Елена Карелина

Москвичи Константин Сигитов и Марианна Мельвиль познакомились в 1999 году в Москве. В 2000 году, соединившись брачными узами, они даже не предполагали, что вместе будут играть на гуслях, петь былины и старинные духовные стихи. Если Марианну, закончившую Институт Современного Искусства по классу академического вокала, ещё можно было представить в такой роли, то это было маловероятно для Константина, получившего образование в Московском авиационном институте. Но обоюдная любовь к музыке и случай привели их к этому уникальному древнейшему инструменту, который сейчас  возрождается в России.


«Гусляр всея Руси»


Константин: До встречи с Марианной я немного играл на гитаре, меня всё время тянуло к музыке. Через два года совместной жизни мы начали думать о том, чтобы начать вместе заниматься музыкой.

Марианна: Я окончила институт по классу академического вокала, но никогда не чувствовала, что это моё. Петь хотелось, но я не могла понять, что именно. Мне нравились кельтские баллады, и я хотела купить кельтскую арфу и петь старинные песни.

К.: Но судьба распорядилась иначе… Однажды, мы гуляли в Москве в музее-заповеднике Коломенское – это бывшее царское имение, на его территории есть несколько храмов. Мы шли по дорожке и услышали переливы какой-то неземной музыки, не могли понять, что это за инструмент звучит. Подошли ближе, видим – сидит в арке гусляр и играет на гуслях. У нас сразу сердце замерло и мы, остановившись, долго слушали его.

М.: Мы стали приходить туда в выходные, чтобы послушать гусляра. И каждый раз испытывали очень глубокие переживания.

К.: Его имя Егор Стрельников. Иногда его называют «гусляр всея Руси», так как он ездил с концертами по всей России, Украине – в какое место не приедешь, оказывается, там уже был Егор.  Мы познакомились с ним и сказали, что нам очень понравилась его игра на гуслях, и он оставил нам свой телефон.

М.: Почти два года хранился листочек с телефоном Егора, на котором он нарисовал гусельки, а мы всё не решались ему позвонить. Однако мне всё больше хотелось научиться играть на этом инструменте и снилось, что я на нём играю.

К.: Наконец, мы позвонили Егору Стрельникову и сказали, что хотим приобрести инструмент. Он дал нам телефон своего друга, который продавал гусли. Этот молодой человек оказался священником. Он только что закончил семинарию и уезжал в приход, куда его отправили по распределению. У него начинался новый виток в жизни, и он хотел свои гусли кому-то передать.

Мы приехали в Подмосковье к молодому священнику, хотя ещё сомневались, покупать гусли или нет. Но когда он заиграл на них, мы были очарованы и, конечно, гусли приобрели.


Крыловидные (долблёные) гусли

М.: Нашим учителем стал Максим Гавриленко.  Он  не использовал ноты при обучении, он просто показывал какую-нибудь песню и приёмы игры, а мы запоминали. Мне кажется, что это более глубокий способ передачи искусства игры на музыкальном инструменте. Максим подошел к нашему обучению с любовью. Он очень старался передать все самое лучшее, потому что он сам «горит» этим инструментом.

К.: Затем Максим уехал в Кострому, там у него семья, дети. Сейчас в Москве практически нет никого, кто мог бы учить играть на крыловидных гуслях.В России только человек 15 гусляров, которые профессионально играют на подобных инструментах. Это модификация старинных долблёных или крыловидных гуслей, которые имели от 4 до 7 струн и выдалбливались из цельного куска дерева. Их делают только несколько мастеров и каждый раз это – эксперимент.

А вообще, существуют еще клеёные гусли. Они делаются как гитары – склеиваются из разных частей и покрываются лаком. Звук таких гуслей более звонкий, концертный.

М.: Вскоре игрой на гуслях увлеклись и наши друзья.  Один наш близкий друг через две недели после того, как мы купили гусли, пришёл к нам и сказал: «Я тоже хочу играть». Он даже снял рядом с нами квартиру, и мы стали заниматься вместе. Потом ещё один наш друг купил гусли и его знакомые, тоже приобрели два инструмента.


Гусли и современность

К.: Сейчас я играю на клеёных (трапециевидных) гуслях, которые были созданы уже в XX веке Давидом Локшиным. Этот инструмент можно назвать современным вариантом шлемовидных гуслей. Он имеет мощное звучание, на нем можно исполнять полифонические произведения. В своем творчестве мы используем также второй инструмент - крыловидные  гусли. Раньше такие гусли были 4-7-струнные, а наши – имеют 14 струн, они больше размером, что позволяет делать музыку более интересной и понятной для современного слушателя, который привык к более развёрнутым музыкальным формам.

М.: Очень много людей занимается фольклором, но обычному человеку, живущему в городе, слушать фольклор в чистом виде, как правило, не очень интересно.

И совсем другое дело, когда, основываясь на древних традициях, создаёшь то, что соответствует времени, в котором мы сейчас живем. Наш учитель Максим Гавриленко сочиняет музыку, как на свои стихи, так и на стихи известных поэтов. Он написал прекрасную музыку на стихи Михаила Юрьевича Лермонтова. В ней есть и дух старины и, в то же время, она современна.

К.: У меня тоже иногда рождаются стихи, но мы пока их не используем. Марианна придумала музыку на текст духовного стиха, который мы нашли в сборнике «Голубиная книга» получилось очень красиво.

Кроме того, мы, конечно, исполняем и традиционную музыку, но при этом не ставим перед собой задачу аутентичного исполнения. Мы выбираем то звучание и те тексты, которые созвучны нашему сердцу, тогда и на зрителя они будут оказывать глубокое воздействие. Это процесс живого творчества.

М.: Мы считаем, что творчество не должно застывать во времени, а должно развиваться в соответствии с тем, что происходит в культуре и окружающем мире. Основываясь на глубинных истоках, музыка должна впитывать в себя новое, обретать новую жизнь и радовать людей.


Ощутить свои корни

К.: Во всех религиях используется музыка, потому что она оказывает очень мощное воздействие на человека. Люди живут в соответствии с вибрациями музыки, которую они слышат. Но, к сожалению, вокруг нас звучит очень много музыки, которая не имеет никакого отношения ни к нашей истории, ни к чему-то “высокому”, поднимающему человека над обыденной реальностью, выводящему его за пределы своего маленького я, своего «футляра». А ведь именно в этом на наш взгляд и состоит предназначение искусства.

Гусли повлияли на нашу жизнь, на наше мировоззрение. Когда исполняешь на гуслях духовные стихи, былины – это каждый раз своего рода молитвенное состояние. Можно испытать довольно глубокие переживания, внутреннее очищение.

М.: Некоторые люди, когда слушают гусли, плачут. Они говорят: «Наконец-то мы услышали наше — подлинное, истинное!». С нами тоже так было в Коломенском — слушаешь гусли, и душа плачет. Как будто прикасаешься к чему-то очень родному, глубокому. Мы стали чувствовать русскую землю, что у нас есть корни и наша матушка земля живая.

Есть такой феномен: былинная традиция осталась только в регионах, граничащих с другими нациями. Возможно, исполнение былин помогало человеку сохранить своё национальное самосознание. Некоторые учёные даже считают, что былина – это способ сохранения аутентичности нации.

К.: Я действительно стал глубже осознавать важность такого понятия, как родина, чувствовать, что она поддерживает, питает. В России люди уже пресыщаются той массовой, «попсовой», поверхностной культурой, которая превалирует в наше время. Народ начинает смотреть в сторону своих корней. Вот появился фильм «Остров» и имел огромный успех, которого даже не ожидали. Ведь все ходят на боевики и комедии. Все же в России идет возрождение.

М.: В Крыму о нас говорят, что мы играем на бандуре. Это похожий на гусли украинский инструмент, но у него, в отличие от гуслей, есть гриф. Вообще Крым, Коктебель для нас знаковое место. Здесь состоялось наше первое сольное выступление в прошлом году в кафе «Богема». Коктебель вообще очень творческое место и мы ощущаем эти творческие вибрации. Есть даже легенда, что здесь проходил Орфей со своей лирой и играл на этих холмах.

В Крыму у нас творческий процесс всегда усиливается. Дух этих мест очень созвучен нам и Орфей наверное помогает.    

Автор текста: Елена Карелина



 

 

 

 

 

  1. Главная

  2. Видео

  3. Фото

  4. Пресса 

  5. Архив

  6. История

  7. Программы

  8. Контакты

 

 




«Гусляр всея Руси»

Константин: До встречи с Марианной я немного играл на гитаре, меня всё время тянуло к музыке. Через два года совместной жизни мы начали думать о том, чтобы начать вместе заниматься музыкой.

Марианна: Я окончила институт по классу академического вокала, но никогда не чувствовала, что это моё. Петь хотелось, но я не могла понять, что именно. Мне нравились кельтские баллады, и я хотела купить кельтскую арфу и петь старинные песни.

К.: Но судьба распорядилась иначе… Однажды, мы гуляли в Москве в музее-заповеднике Коломенское – это бывшее царское имение, на его территории есть несколько храмов. Мы шли по дорожке и услышали переливы какой-то неземной музыки, не могли понять, что это за инструмент звучит. Подошли ближе, видим – сидит в арке гусляр и играет на гуслях. У нас сразу сердце замерло и мы, остановившись, долго слушали его.

М.: Мы стали приходить туда в выходные, чтобы послушать гусляра. И каждый раз испытывали очень глубокие переживания.

К.: Его имя Егор Стрельников. Иногда его называют «гусляр всея Руси», так как он ездил с концертами по всей России, Украине – в какое место не приедешь, оказывается, там уже был Егор.  Мы познакомились с ним и сказали, что нам очень понравилась его игра на гуслях, и он оставил нам свой телефон.

М.: Почти два года хранился листочек с телефоном Егора, на котором он нарисовал гусельки, а мы всё не решались ему позвонить. Однако мне всё больше хотелось научиться играть на этом инструменте и снилось, что я на нём играю.

К.: Наконец, мы позвонили Егору Стрельникову и сказали, что хотим приобрести инструмент. Он дал нам телефон своего друга, который продавал гусли. Этот молодой человек оказался священником. Он только что закончил семинарию и уезжал в приход, куда его отправили по распределению. У него начинался новый виток в жизни, и он хотел свои гусли кому-то передать.

Мы приехали в Подмосковье к молодому священнику, хотя ещё сомневались, покупать гусли или нет. Но когда он заиграл на них, мы были очарованы и, конечно, гусли приобрели.



Крыловидные (долблёные) гусли

М.: Нашим учителем стал Максим Гавриленко.  Он  не использовал ноты при обучении, он просто показывал какую-нибудь песню и приёмы игры, а мы запоминали. Мне кажется, что это более                                                                   глубокий способ передачи искусства игры на музыкальном инструменте.

Максим подошел к нашему обучению с любовью. Он очень старался передать

все самое лучшее, потому что он сам «горит» этим инструментом.

К.: Затем Максим уехал в Кострому, там у него семья, дети. Сейчас в Москве

практически нет никого, кто мог бы учить играть на крыловидных гуслях.

В России только человек 15 гусляров, которые профессионально играют

на подобных инструментах. Это модификация старинных долблёных

или крыловидных гуслей, которые имели от 4 до 7 струн и выдалбливались

из цельного куска дерева. Их делают только несколько мастеров

и каждый раз это – эксперимент.

А вообще, существуют еще клеёные гусли. Они делаются как гитары –

склеиваются из разных частей и покрываются лаком.
Звук таких гуслей более звонкий, концертный.

М.: Вскоре игрой на гуслях увлеклись и наши друзья.  Один наш близкий друг

через две недели после того, как мы купили гусли, пришёл к нам и сказал:

«Я тоже хочу играть». Он даже снял рядом с нами квартиру,
и мы стали заниматься вместе. Потом ещё один наш друг купил гусли

и его знакомые, тоже приобрели два инструмента.


Гусли и современность

К.: Сейчас я играю на клеёных (трапециевидных) гуслях, которые были созданы уже в XX веке Давидом Локшиным. Этот инструмент можно назвать современным вариантом шлемовидных гуслей. Он имеет мощное звучание, на нем можно исполнять полифонические произведения. В своем творчестве мы используем также второй инструмент - крыловидные  гусли. Раньше такие гусли были 4-7-струнные, а наши – имеют 14 струн, они больше размером, что позволяет делать музыку более интересной и понятной для современного слушателя, который привык к более развёрнутым музыкальным формам.

М.: Очень много людей занимается фольклором, но обычному человеку, живущему в городе, слушать фольклор в чистом виде, как правило, не очень интересно.

И совсем другое дело, когда, основываясь на древних традициях, создаёшь то, что соответствует времени, в котором мы сейчас живем. Наш учитель Максим Гавриленко сочиняет музыку, как на свои стихи, так и на стихи известных поэтов. Он написал прекрасную музыку на стихи Михаила Юрьевича Лермонтова. В ней есть и дух старины и, в то же время, она современна.


  Москвичи Константин Сигитов и Марианна Мельвиль познакомились в 1999 году в Москве. В 2000 году, соединившись брачными узами, они даже не предполагали, что вместе будут играть на гуслях, петь былины и старинные духовные стихи. Если Марианну, закончившую Институт Современного Искусства по классу академического вокала, ещё можно было представить в такой роли, то это было маловероятно для Константина, получившего образование в Московском Авиационном Институте. Но обоюдная любовь к музыке и случай привели их к этому уникальному древнейшему инструменту, который сейчас  возрождается в России.

В России возрождаются гусли

© Новости Крыма, 13 февраля 2008 г.

Автор текста: Елена Карелина











e-mail:   melville@bk.ru   k.sigitov@mail.ru       телефон:   +7 (903) 536-2305






















К.: У меня тоже иногда рождаются стихи, но мы пока их не используем. Марианна придумала музыку на текст духовного стиха, который мы нашли в сборнике «Голубиная книга» получилось очень красиво.

Кроме того, мы, конечно, исполняем и традиционную музыку, но при этом не ставим перед собой задачу аутентичного исполнения. Мы выбираем то звучание и те тексты, которые созвучны нашему сердцу, тогда и на зрителя они будут оказывать глубокое воздействие. Это процесс живого творчества.

М.: Мы считаем, что творчество не должно застывать во времени, а должно развиваться в соответствии с тем, что происходит в культуре и окружающем мире. Основываясь на глубинных истоках, музыка должна впитывать в себя новое, обретать новую жизнь и радовать людей.


Ощутить свои корни

К.: Во всех религиях используется музыка, потому что она оказывает очень мощное воздействие на человека. Люди живут в соответствии с вибрациями музыки, которую они слышат. Но, к сожалению, вокруг нас звучит очень много музыки, которая не имеет никакого отношения ни к нашей истории, ни к чему-то “высокому”, поднимающему человека над обыденной реальностью, выводящему его за пределы своего маленького я, своего «футляра». А ведь именно в этом на наш взгляд и состоит предназначение искусства.

Гусли повлияли на нашу жизнь, на наше мировоззрение. Когда исполняешь на гуслях духовные стихи, былины – это каждый раз своего рода молитвенное состояние. Можно испытать довольно глубокие переживания, внутреннее очищение.

М.: Некоторые люди, когда слушают гусли, плачут. Они говорят: «Наконец-то мы услышали наше — подлинное, истинное!». С нами тоже так было в Коломенском — слушаешь гусли, и душа плачет. Как будто прикасаешься к чему-то очень родному, глубокому. Мы стали чувствовать русскую землю, что у нас есть корни и наша матушка земля живая.

Есть такой феномен: былинная традиция осталась только в регионах, граничащих с другими нациями. Возможно, исполнение былин помогало человеку сохранить своё национальное самосознание. Некоторые учёные даже считают, что былина – это способ сохранения аутентичности нации.

К.: Я действительно стал глубже осознавать важность такого понятия, как родина, чувствовать, что она поддерживает, питает. В России люди уже пресыщаются той массовой, «попсовой», поверхностной культурой, которая превалирует в наше время. Народ начинает смотреть в сторону своих корней. Вот появился фильм «Остров» и имел огромный успех, которого даже не ожидали. Ведь все ходят на боевики и комедии. Все же в России идет возрождение.

М.: В Крыму о нас говорят, что мы играем на бандуре. Это похожий на гусли украинский инструмент, но у него, в отличие от гуслей, есть гриф. Вообще Крым, Коктебель для нас знаковое место. Здесь состоялось наше первое сольное выступление в прошлом году в кафе «Богема». Коктебель вообще очень творческое место и мы ощущаем эти творческие вибрации. Есть даже легенда, что здесь проходил Орфей со своей лирой и играл на этих холмах.

В Крыму у нас творческий процесс всегда усиливается. Дух этих мест очень созвучен нам и Орфей наверное помогает.     Автор текста: Елена Карелина